Классный час по теме «Толерантность» (4 класс)
Тема: Что такое «толерантность»?
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности, развивать способности познавать себя и других людей
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами
Ход классного часа
Вручение приглашений на «круглый стол»
1. С добрым, хорошим настроением проведем наш классный час и начнем его с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
2. Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для всех людей. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, которого уважают окружающие. Толерантность считается признаком высокой культуры, духовного развития человека и общества.
Давайте попробуем понять, что такое «толерантность». Слово «толерантность» объясняется как стремление установить хорошие добрые отношения с людьми.
3. Откуда произошло это слово?
Сообщение учащегося:
На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохраняя свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
4. А сейчас послушаем, как слово «толерантность» определяется на разных языках земного шара.
Сообщение учащегося:
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам нравится больше всего? (Ответы)
Что объединяет эти определения? (Ответы). Как одним словом назвать эти качества?
Давайте обобщим все сказанное.
Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков
Если бы все мы обладали такими качествами, мир был бы светлее, жизнь радостнее и добрее!
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, террорист...
Это наводит на мысль: люди должны задуматься, как они живут, стараться совершать только хорошие поступки.
5. Вспомним великолепное стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». О каких хороших поступках говорит автор?
Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый характер очень важно.
Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не даром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет».
Добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность должны жить в обществе всегда. Из книг представленных на выставке вы узнаете о добрых делах взрослых и детей.
Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться тем, что имеют. Кто-то купит пушистую елочку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья в дом престарелых, знаменитые музыканты дают благотворительные концерты, средства от которых идут на помощь нуждающимся людям.
Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах. Какую оценку вы можете дать себе?
В каждом из вас есть частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им. Любовь доброго человека, его помощь согревает как нежное весеннее солнышко. Послушайте стихотворение о доброте, строки из этого стихотворения можно подписать под вашими рисунками.
Не стойте в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то поможет
Твоя ДОБРОТА, УЛЫБКА твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, ярче, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг – это и будет проявление доброты. Лев Толстой говорил: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого».
6. Минута отдыха.
Послушайте песню и скажите, какие слова из песни имеют непосредственное отношение к толерантности.
Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему, людям, животным
7. Работа в группах.
У вас на столе - карточки со словами. Прочитайте их, подумайте, что означает каждое слово. На столе – весы. Распределите карточки следующим образом: на одну чашу весов – карточки, на которых записаны положительные качества, на другую – карточки с отрицательными качествами.
Какие качества вы считаете положительными? Этими качествами обладает толерантная личность, т.е. человек, который понимает других людей, готов всегда прийти на помощь.
Назовите отрицательные качества.
Какая чаша весов перевесила? Это неспроста – в человеке должно быть больше хорошего, чем плохого. Человек добрый, чуткий, заботливый, внимательный – это счастливый человек.
8. Инсценировка «Сказки о счастье».
Вед. На свете жил один король, Богатый и могучий.
Всегда грустил он и порой, Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал.
Грустная мелодия – Выход Короля
Король. Поверьте – хныкать и тужить
Мне братцы, надоело
Наверное, нельзя так жить
Надо менять всё дело.
Ведь всех могу я удивить!
Всё в королевской власти!
Хватит здесь мне мух ловить,
Отправлюсь-ка, за счастьем!
Вед. Король идёт, вокруг глядит,
Ему природа нравится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
Меняем Луну на Солнце.
Песня Девочки, танец цветов
Девочка. О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Меняем Солнце на Луну.
Король. Эй, попрошайка, пропусти
Ведь я король и власть я!
Сойди немедленно с пути
Иду искать я счастье!
Вед. Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл.
Пошёл он дальше наугад,
Бог весть, в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат
Израненный, оборванный.
Спокойная мелодия – выход Солдата
Солдат. О, мой, Король, я твой солдат
Тебя я видеть очень рад.
Прошу покорнейше, устрой
Меня ты в услужение
Я за тебя стоял горой
Я право бился как герой
И выиграл сражение.
Король. А ну, солдатик, пропусти,
Ведь я король и власть я!
Сойди немедленно с пути
Иду искать я счастье!
Вед. Сказал король и укатил
А в синем небе месяц стыл.
Идёт король, на ногу скор,
Бежит он, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Выход Старухи
Старуха. Прости любезный мой король
Старуху одинокую
Мой дом – вон видишь за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из леса я дрова,
Тяжёлая работа
Гляжу вокруг, едва жива,
А вдруг поможет кто-то?
Король. А ну, старуха, пропусти,
Ведь я король и власть я!
Сойди немедленно с пути
Иду искать я счастье!
Вед. Сказал король и укатил
А в синем небе месяц стыл. Небольшой проигрыш
Король (голос). Вот лето кончилось, жара
Сменяется ненастьем
Идти мне надо, в путь, пора,
(выходит) Ещё немного – и ура!
Своё настигну счастье! (уходит)
Вед. И всё бы кончилось бедой
Так бы оно и вышло,
Да старец с белой бородой
Навстречу ему вышел.
Выход Старца
Старец. Иду я долго, не спеша,
И видывал я много,
А ты – заблудшая душа,
Король, побойся бога.
Ты ищешь счастья для себя
Ты странствуешь по свету,
Но только ближнего любя
Найдёшь ты счастье это.
Меня послушайся скорей
Иди обратно ты быстрей.
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми.
Всё это сделай. Но сперва,
Старушке ты поможешь
До дома довезёшь дрова,
Распилишь и уложишь.
Мелодия - Меняется месяц на луну
Вед. Тут вышла полная луна
И осветила путь она.
Нелёгкий путь, обратный путь,
Путь к счастью, не куда-нибудь! (встаёт по центру ширмы)
Мелодия на концовку (тихо включить). Выходит Король, встаёт рядом с ведущим.
Девочка (выходит). Король поныне во дворце
Солдат (выходит). Всем людям помогает
Старуха и старец (выходят). И счастье на его лице
Все. Как ясный день сияет!
Мелодия продолжается. Поклон. Представление актёров.
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Чему нас учит эта сказка?
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с самим собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
9. Игра «Волшебная рука».
Обведите на листе бумаги свою руку. Напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке то, что вы хотели бы изменить в себе.
10. Творческая работа «Дерево толерантности»
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
11. Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
И всё это вам поможет жить в мире.
|