МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Классный час
Поговорим о культуре поведения
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Цель классного часа – вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.
Культура поведения – это культура речи, культура общения и культура внешнего вида. Во внеклассной и учебной работе мы знакомим учащихся с нормами и правилами, которые предъявляет общество к речи и внешнему виду людей. Но внешний вид – это не только одежда человека, это его поза, жест, мимика. Эти три составляющие человеческого общения очень важны, и надо учить детей пользоваться ими. Нужно учить не только слушать собеседника, но и смотреть ему в глаза, наблюдать за осанкой, походкой. Подчас они могут рассказать о состоянии, настроении человека куда больше, чем слова.
Беседа с третьеклассниками об этих понятиях началась так:
- Как замечательно, что люди научились пользоваться речью. Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Сейчас даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как же они общались? (выслушиваю версии детей.)
- Да, они использовали те приемы общения, которыми и сейчас пользуются животные. Как собака показывает свое расположение к ласке, к игре? (Виляет хвостом, подпрыгивает, трется о ноги). Собака без слов показывает свое настроение, используя только различные позы своего тела.
Человек тоже меняет позу в зависимости от самочувствия и настроения.
- Скажите, какую позу примет больной человек? (Ляжет, так как такая поза не требует физических усилий). Такую же позу принимает человек, который очень устал.
- А теперь посмотрим, наблюдательны ли вы?!
Дети получают три карточки с текстами – описаниями. Один из учащихся вслух читает написанное, а остальные пытаются отгадать, где тот человек, описание которого они прослушали. В это время четверо заранее подготовленных ученика демонстрируют позы: один ученик изображает человека, погруженного в свои мысли (стоит, чуть опустив голову в плечи, одной рукой подпирает щеку). Второй показывает, что ему очень холодно: стоит, втянув голову в плечи, обхватив себя руками, еле заметно покачиваясь. Третий ученик демонстрирует позу агрессивно настроенного человека: ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд насупленный, руки «в замке» на груди. Последний ученик представляет человека, с радостью приветствующего гостя: голова приподнята, на лице улыбка, руки протянуты вперед. Последнюю позу дети угадывают без описания, т. к. она им хорошо знакома из личного опыта.
Беседа продолжается.
- Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха? (Дети вспоминают телевизионные передачи с сурдопереводом.) использование различных, определенных положений рук, головы для передачи мыслей – это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуете изобразить жестами:
- Тишина. Т-с-с-с! (Указательный палец поднести к губам).
- Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью).
- Нет, нет! (Вертеть головой или рукой из стороны в сторону).
- Выслушайте меня! ( Рука поднята вверх).
- Восхищение чем-либо. (Звучат аплодисменты).
- Эти жесты стали международными, понятны людям многих народов. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другим народам. Вспомним жест прощания (рукой машем сверху вниз). Латиноамериканец воспринял бы такой жест как жест приглашения в гости. В давние времена китайцы, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
Жест приветствия у египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно также приветствуют друг друга военные. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения был известен со времен Древнего Рима.
Бывают в жизни моменты, когда без жестов не обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как они говорят на разных языках. Или представьте себе такую ситуацию: под водой работают водолазы. Как им понять друг друга? Для таких случаев люди придумали язык профессиональных жестов.
Есть жесты, которые не положены в обществе воспитанных людей. Во время разговора не принято во все стороны махать руками, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы или теребить одежду. Неприемлемо в присутствии посторонних чесать голову.
Младенец, не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Малыш прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась – и он широко улыбается ей в ответ, она нахмурила брови – у ребенка мгновенно появляется настороженность в глазах, кривится готовый заплакать ротик. Недаром говорят «читаю на твоем лице...».
- А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей мимикой.
Четверо детей произвольно берут со стола карточки с заданиями и тут же с помощью мимики показывают то, что предлагалось изобразить:
сердитый
человек
|
|
радостный
человек
|
|
|
|
удивленный
человек
|
|
грустный
человек
|
- А сейчас вспомним мультфильм про Крошку Енота. Мать посылает малыша собрать осоку, но он никак не может это сделать, потому что кто-то сидит в пруду и корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка енот не понимает, что видит в воде собственное отражение. Так и мы подчас, глядя на усталые, угрюмые лица, не осознаем, что видим... себя. Постарайтесь расслабить мышцы своего лица, не делайте их «каменными». Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Недаром в конце Крошка енот поет:
От улыбки станет всем светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется...
В заключение беседы дети исполняют эту песню полностью.
|