МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Развитие орфографической зоркости
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это – задачи обучения грамоте и письма в 1 классе. Во 2 классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определенной последовательности.
Письмо с проговариванием (в основе этого письма – проговаривание по слогам).
Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее: «За – пишу з с гласной а» и т.д.
Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Нра – пишу н, пишу ра ® (р) с гласной а». Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Последнее возможно только при высокой концентрации внимания на выполняемой работе. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию – письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувство коллективизма и товарищества.
Сначала образец проговаривания я давала сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктовали себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально.
Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.
Списывание.
Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли время на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т.д. до конца предложения.
Некоторые ученики отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнить все упражнение. Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогают игры типа «Как птичка зернышки клюет?». Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх-вниз, вверх-вниз. А на вопрос: «А как мы будем клевать зернышки-слоги?» хором отвечают: «В книжку – в тетрадь, в книжку - в тетрадь». – «А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей птичкой», - продолжаю я. «Самой лучшей «птичкой» будет тот, кто все задание выполнит быстро, красиво, грамотно»,- отвечают дети.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Комментированное письмо.
Этот вид диктанта также строится на проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
В учебнике для 2 класса дано несколько упражнений с таким заданием. Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, трудолюбие, самоконтроль, ответственность, честность, объективная самооценка.
Письмо под диктовку.
Сначала диктую слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так , чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, который ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо. Ошибок типа «на деревьев» вместо на деревьях нет.
Письмо по памяти.
Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
Творческие работы.
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умение сосредоточить его и на составление предложений, и на их запись (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения. Самые легкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты. В этом учебном году мы написали несколько изложений и сочинений. Объем работ невелик. Умение диктовать себе по слогам помогает учащимся избавляться от ошибок. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Проверка творческой работы – трехразовая. Я предлагаю детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:
- Составь рассказ.
- Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
- Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно подбери проверочное слово.
- Проверь по слогам каждое слово.
- Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включаю в каждый урок русского языка. В чем их суть? Произношу слово, одновременно на доске изображаю его схему (в виде прямоугольника).
Дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или большой буквы писать и почему. Если с большой, я пририсовываю к прямоугольнику вертикальную черту. «Какие еще правила спрятались в этом слове?» – спрашиваю у детей. Приведу несколько примеров грамматических зарядок.
Какие буквы спорят? Какие побеждают?
№ 1
сугро..., сне..., заво..., шка..., рука...
№ 2
|
№ 3
|
№ 4
|
№ 5
|
Бочаро
|
в
|
ря
|
д
|
к
|
о
|
за
|
п
|
о
|
ёт
|
ф
|
т
|
а
|
а
|
Гусе
|
в
|
ма
|
г
|
д
|
о
|
ма
|
з
|
о
|
вёт
|
ф
|
к
|
а
|
а
|
кру
|
г
|
су
|
б
|
р
|
е
|
ка
|
ст
|
о
|
ит
|
к
|
п
|
и
|
а
|
стол
|
б
|
гла
|
з
|
тр
|
о
|
ва
|
х
|
о
|
тел
|
п
|
с
|
а
|
а
|
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у своих учеников орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.
|