МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Развитие математической речи учащихся.
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Одна из важных задач обучения математике – развитие речи учащихся. От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических способностей. И эту работу следует начинать в I классе.
На уроках математики, как и на других предметах, мы работаем по развитию устной и письменной речи, к которой предъявляются такие требования, как содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность. Все эти требования реализуются в комплексе.
Рассмотрим приемы развития устной речи.
Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и любого задания. Для успешного решения этой задачи, учитель должен следить прежде всего за своей речью, а затем за речью учащихся. Полезно в ходе устного опроса предлагать упражнения вида:
- Прочитайте слова, соблюдая ударения: киломéтр, миллимéтр, выражéние, сложúть, наименовáние и т.д.
- Прочитайте: прибавить к числу 95, вычесть из числа 89, к числу 139 прибавить 234 и т.д.
- Прочитайте: прибавить к 95, вычесть из 89, к 139 прибавить 234 и т.д.
Если учащихся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Так из урока в урок он приучает детей читать математические выражения.
Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать упражнения следующих видов:
1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:
- Объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые и т.д. (термины берутся из программы соответствующего класса);
- Математическое выражение 18· 4 Сережа прочитал: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение?
- Выполнив действие 18+2=20, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?
При составлении упражнений данного вида следует включать больше заданий на применение терминов (правильное и неправильное).
2. Упражнения на правильное написание терминов:
- Запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум...рация, выч...таемое, ед...ница, кил...грамм и т.д.;
- Исправьте ошибку в записи слов: «вычеслить», «дилить», «слажить» и т.п.;
3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:
- Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От ... слагаемых ... не изменится; Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить ... слагаемое, а потом к полученному результату ... второе слагаемое;
- Используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.
Упражнения данного вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений. У тех учителей, которые уделяют серьезное внимание усвоению определенных правил, учащиеся с ними справляются.
Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.д.
На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. Полезны упражнения следующего вида.
1. Упражнения на устранения на устранение грамматических и математических ошибок:
- Устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении + 2 = 8, надо к 8 прибавить 2»;
- На вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Коля?
- Сережа, решая уравнение 8 – х = 3, рассуждал так: «Чтобы найти х, надо из большего числа (8) вычесть меньшее число (3) и получим х: х = 8 – 3, х = 5». Правильно ли рассуждал Сережа?
2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как и на уроках чтения, только используется математический материал. Их можно выполнять как на уроках математики, так и на уроках русского языка, что усилит межпредметные связи. В частности полезны такие упражнения:
- Устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25 + (5 + 3 ) = (25 + 5) + 3 = 33»;
- Пример 295 + 12 = 307 Коля прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим двенадцать и получим триста семь». Правильно ли он прочитал?
Если учащиеся затрудняются дать ответ, учитель сам читает пример, обращая особое внимание на окончания числительных, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников.
Упражнения данного вида довольно сложны. Но с ними учащиеся справляются, если учитель систематически и целенаправленно работает в этом плане.
Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Этому работы более серьезное внимание следует уделять в III классе. Полезны, в частности, упражнения следующего вида.
1. Составьте текст, используя набор карточек со словами:
- Чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;
- 4 · (2 · 3), тогда (4 · 3) · 3, 24, =, 8 · 3, =.
2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:
Значит, 48 : 4 = 12. Это число 12. Разделить 48 на 4 значит найти число, которое при умножении на 4 дает 48.
3. Закончите объяснение: «Чтобы разделить число 12 на произведение 3 · 2, можно 12 разделить на 3 и ...»
В зависимости от подготовленности класса можно составить более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить пропущенные слова и устранить непоследовательность в тексте, т.е. приведенные выше упражнения могут быть использованы в различных комбинациях.
Развитие письменной математической речи в основном сводится к развитию умения оформлять решение упражнений и задач различными способами.
В работе с младшими школьниками следует учитывать и следующие моменты.
- Работая над оформлением решения задач, больше внимания уделять решению их различными способами, изменению условия задачи, ее вопроса.
- Не проявлять лишних формальных требований к записи решения задачи и ответа на вопрос. Главное – правильное решение и грамотное его оформление.
- Краткую запись задачи целесообразно выполнять только тогда, когда она помогает ученику решить задачу. Как правило, в большинстве случаев лучше выполнять ее в классе под руководством учителя, чтобы предупредить грамматические ошибки, которые дети часто допускают при самостоятельной работе.
Для реализации задач развития математической речи учащихся в работе учителя должна быть определенная система. Только при этом условии удастся сформировать у детей соответствующие умения.
Развитие математической речи – работа трудная и кропотливая, ибо здесь приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.
|