МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Использование игры при проверке вычислительных навыков
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
В последние годы игра заняла ведущее место в процессе обучения. Она включена в программу начальных классов, способствует формированию интереса к предмету, обеспечивает доступность программного материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает наблюдательность, смекалку. Ее можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков. Наиболее часто игра используется на этапе закрепления, но есть возможность использовать ее и при проверке знаний. Наблюдения за работой показывают, что игра, применяемая в качестве проверки знаний, позволяет разнообразить урок, более творчески подходить к оценке знаний, а также привлекать к работе всех учеников класса.
В ныне существующих учебниках математики имеется немало интересных игр, которые чаще всего используются на этапе закрепления знаний. Для того чтобы эти же игры проводить с целью проверки, учителю необходимо тщательно продумывать их содержание и соответствующим образом их организовывать.
Для проведения игр с целью проверки знаний можно использовать перфокарты.
Рассмотрим некоторые из них.
Помоги белке найти свое дупло.
Игра предлагается с целью проверки сформированности приема сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток и состава числа 10.
У учителя имеется набор демонстрационных таблиц, которые пронумерованы цифрами. Кроме того, есть набор карточек, пронумерованных в соответствии с демонстрационными таблицами, причем к каждой таблице предлагается три – четыре варианта индивидуальных карточек. Например, демонстрационная таблица 1 связана с получением числа 40.
Белке надо пройти через три столбика чисел так, чтобы, сложив их, в сумме получить число 40.
Игра проводится так: на доске вывешивается демонстрационная таблица 1 с изображением белочки, дупла и столбика чисел, а ученикам раздаются индивидуальные карточки, с которыми они должны работать во время игры, например, карточки 1, а, б, в, г.
Ученикам надо указать путь белочки к дуплу.
КАРТОЧКА 1а.
Укажи путь белочки к дуплу (запиши в окошке нужное число из третьего столбика чисел):
28 + 9 + ...
26 + 9 + ...
24 + 7 + ...
26 + 5 + ...
28 + 7 + ...
КАРТОЧКА 1б.
Укажи путь белочки к дуплу (запиши в окошке нужное число из второго столбика чисел):
28 + ... + 3
26 + ... + 5
24 + ... + 9
26 + ... + 9
28 + ... + 5
КАРТОЧКА 1в.
Укажи путь белочки к дуплу (запиши в окошке нужное число из второго и третьего столбика чисел):
28 + ... + ...
26 + ... + ...
24 + ... + ...
26 + ... + ...
28 + ... + ...
КАРТОЧКА 1г.
Укажи все возможные пути белочки к дуплу:
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
Демонстрационная таблица 2 может быть связана с получением числа 60, с набором индивидуальных карточек 2, а, б, в, г, задания которых аналогичны заданиям карточки 1, а, б, в, г.
КАРТОЧКА 2а.
45 + 4 + ...
45 + 6 + ...
47 + 2 + ...
47 + 6 + ...
49 + 2 + ...
49 + 4 + ...
КАРТОЧКА 2б.
45 + ... + 11
45 + ... + 9
47 + ... + 11
47 + ... + 7
49 + ... + 9
49 + ... + 7
КАРТОЧКА 2в
45 + ... + ...
45 + ... + ...
47 + ... + ...
47 + ... + ...
49 + ... + ...
49 + ... + ...
КАРТОЧКА 2г.
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
Демонстрационная таблица 3 связана с получением числа 15.
Наборы карточек 3, а, б, в, г.
КАРТОЧКА 3а.
2 + 7 + ...
1 + 8 + ...
5 + 4 + ...
2 + 4 + ...
5 + 7 + ...
КАРТОЧКА 3б.
2 + ... + 6
1 + ... + 6
5 + ... + 6
2 + ... + 9
5 + ... + 3
КАРТОЧКА 3в
2 + ... + ...
1 + ... + ...
5 + ... + ...
2 + ... + ...
5 + ... + ...
КАРТОЧКА 3г.
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
... + ... + ...
С помощью таких индивидуальных карточек можно использовать и дифференцированный подход при проверке знаний учащихся.
Проверка результатов данной игры занимает немного времени. У учителя на листочке выписаны числа, которые надо записать в окошке, поэтому он может быстро выявить ошибки, сделанные учеником, и в соответствии с этим провести дальнейшую работу по формированию вычислительных навыков.
Предложенная игровая ситуация «Помоги белке найти свое дупло» оказывает определенное эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует их внимание, повышает работоспособность.
Игровые ситуации можно варьировать, предлагая такие, как «Помоги зайчику добраться до морковки, Красной Шапочке до домика бабушки, муравью до своего дома, Буратино до золотого ключика» и т.д.
Выбери правильный ответ.
Эту игру можно проводить фронтально. С каждого ряда к доске вызывается один ученик, который решает примеры, находит справа правильные ответы и соединяет линиями выражения с их значениями. Ученики каждого ряда следят за работой своих товарищей, контролируют их. Первый справившийся с заданием и выполнивший все правильно объявляется победителем вместе с учениками этого ряда.
КАРТОЧКА 1.
3 + 5 = 10
7 + 3 = 9
8 + 1 = 8
3 + 3 = 6
КАРТОЧКА 2.
4 + 3 = 8
7 + 4 = 7
6 + 3 = 9
5 + 3 = 11
КАРТОЧКА 3.
9 + 0 = 10
2 + 9 = 9
0 + 8 = 8
4 + 6 = 11
Но такой проверкой учитель охватывает не весь класс, а лишь небольшое количество учащихся. Поэтому, для того чтобы организовать проверку всего класса, можно провести ее с помощью перфокарты.
Ученик получает перфокарту 1 и чистый листок такого же размера, на котором он записывает свою фамилию и номер перфокарты. Затем он накладывает перфокарту на чистый листок и в прорези показывает линиями значения соответствующих выражений.
Проверка данной игры проходит очень быстро. У учителя имеется контрольный листок, где показано, какой рисунок должен получиться у ученика. Учитель сверяет рисунки на листочках учащихся со своим контрольным листком.
Найди ошибки Незнайки.
Эта игра также проводится с помощью перфокарт для проверки знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20.
Детям раздаются перфокарты. Они накладывают их либо на тетрадь, либо на чистые листочки такого же размера, а в прорези ставят соответственно знаки «+», если решение правильное, и знак «-» , если решение выполнено неверно.
У учителя имеются контрольные карточки с ответом, используя которые он быстро проверяет результаты.
Например, к карточкам 1, 2, 3
Карточка 1
|
|
Карточка 2
|
|
Карточка 3
|
4 + 3 = 8
9 + 1 = 10
7 – 4 = 2
10 – 4 = 6
5 + 2 = 7
|
|
2 + 6 = 8
6 – 4 = 2
8 – 3 = 5
5 + 4 = 9
9 – 4 = 3
|
|
8 – 3 – 1 = 5
4 + 1 + 3 = 8
6 + 2 + 2 = 10
7 – 2 – 2 = 3
9 – 1 – 3 = 4
|
|
контрольными карточками с ответами будут соответственно:
Карточка 1
|
|
Карточка 2
|
|
Карточка 3
|
4 + 3 = 8
9 + 1 = 10
7 – 4 = 2
10 – 4 = 6
5 + 2 = 7
|
-
+
-
+
+
|
2 + 6 = 8
6 – 4 = 2
8 – 3 = 5
5 + 4 = 9
9 – 4 = 3
|
+
+
+
+
-
|
8 – 3 – 1 = 5
4 + 1 + 3 = 8
6 + 2 + 2 = 10
7 – 2 – 2 = 3
9 – 1 – 3 = 4
|
-
+
+
+
-
|
Эту игру можно проводить и фронтально, но проведение ее с помощью перфокарт дает возможность учителю быстро проверить сформированность навыка сложения и вычитания в пределах 20 и организовать индивидуальную самостоятельную работу с каждым учеником.
Таким образом, использование игровых ситуаций на этапе проверки знаний связано с индивидуальной самостоятельной работой каждого ученика, а это влечет за собой определенные организационные трудности и большую подготовительную работу учителя. Тем не менее заранее приготовленные перфокарты можно неоднократно использовать, включив в них, например, все табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10 и 20.
|