МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Конспект урока-путешествия «В страну умельцев».
1 класс.
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Тема: Декоративная аппликация. Украшение узором рукавичек.
Форма проведения: Игра-путешествие «В страну умельцев»
Цель: - способствовать развитию навыков и умений работать с бумагой и инструментами, учить составлять декоративные узоры;
- воспитывать аккуратность, настойчивость при выполнении работы;
- развивать мыслительную деятельность учащихся, воображение, художественный вкус; опираясь на содержание уроков трудового обучения, стремиться развивать у детей желание читать детские книги, журналы о труде людей.
Оборудование: выставка книг о труде, плакаты, таблицы с узорами, образцы рукавичек, картинка Мастера Самоделкина, волшебный чемоданчик, карточки с заданиями в конверте, поезд с вагончиками, пластинки, пульт с названием страны, таблица «Правила работы с ножницами», технологическая карта, значки.
Ход урока.
I. Вступительная беседа. Сообщение темы урока.
Сегодня, дети, мы совершим путешествие. Наш поезд «Знание» прибывает в страну, название которой на табло. Давайте узнаем название этой страны, для этого надо нажать кнопку пульта под цифрой «5». (Умельцы)
Кого так называют? (Тех, кто любит труд, у кого умелые руки) Вместе с нами сказочный герой – мастер Самоделкин. Он хочет послушать стихотворение о зиме, а затем дать вам творческое задание. Любая работа должна быть выполнена на «отлично» - так чтобы мастер мог поставить оценку «пять».
Чтение стихотворения «Мороз десятиградусный».
Всем вам приходилось видеть съезжающих с горы лыжников, катающихся на катке конькобежцев (показ картинок). Как красиво выглядят они на белом фоне снега! Особенно хорошо смотрится яркая одежда: цветные шапочки, шарфики, украшенные красивыми узорами, расшитые рукавички (показ одежды).
Над созданием такой одежды работают художники-модельеры. По их рисункам делают лыжные костюмы, свитера, шапочки, шарфики.
Представьте себе, что вы работаете художником модельером и наш класс – чудесная мастерская. А мастер Самоделкин просит вас отгадать загадку:
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
Обратите внимание, как правильно писать это слово. Подберите слова, близкие по значению. (Рукавички)
А сейчас внимание! Слушайте задание мастера Самоделкина. Вам срочно нужно сделать образцы рукавичек для спортивной команды лыжников, которая будет выступать на международных соревнованиях и защищать спортивную честь нашей страны. А потом мы решим, по каким образцам можно будет изготовить рукавички, а наши рукавички мы будем использовать как счетный материал.
Несколько образцов сделал мастер Самоделкин. Они – в его волшебном чемоданчике (показ образцов).
II. Объяснение последовательности изготовления работы.
Самоделкин предлагает выполнять работу по следующему плану (использование технологической карты):
- Лист бумаги сложить вдвое.
- Обвести шаблон и вырезать.
- Составить узор и украсить им рукавички.
Составить узор вам помогут таблицы. Проявите выдумку, пофантазируйте. Можно использовать геометрические фигуры, формы растительного мира (листья, цветы).
Но перед тем как вам приступить к работе, мастер Самоделкин хотел бы узнать, каким инструментом вы будете работать. Какие правила работы с ножницами знаете? (Ответы учащихся с опорой на таблицу)
Приступайте к работе. Вы работаете бригадами и помните, от работы каждого зависит работа всей бригады, соблюдайте трудовую дисциплину.
III. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют работу под музыку.
Помогут правильно выполнить работу памятки. Прочитайте третье правило из памятки № 1. (Во время работы держи рабочее место в порядке) Проверьте, у всех ли порядок? Что это значит? Что на месте лежит, само в руки бежит. Откуда взял – туда положи. Прочитайте главное правило рабочего человека. («Работайте дружно») Как вы понимаете это правило? Из памятки бережливых прочитайте третье правило.
IV. Минутка отдыха.
Мастер Самоделкин обращается к вам с призывом:
Уважайте труд, ребята!
Приучайтесь труд любить!
И об этом же напоминает нам поэт С.Михалков в стихотворении «Наши дела» (Прослушивание грамзаписи).
На нашей выставке книги, которые учат любить труд, приносить людям пользу, уважать людей труда. (Обращение к выставке)
V. Конкурс умельцев.
В конверте у мастера Самоделкина задания для бригад.
1. Карточка «Подумай и ответь»
Назвать профессии, связанные с изготовлением одежды. (Художник-модельер, швея, портной, ткачиха, закройщик, вязальщица…)
2. Карточка «Продолжи пословицы»
У кого есть сноровка, тот работает… (ловко)
Землю красит солнце, а человека… (труд)
3. Карточка «Замени пословицей»
Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь, людей насмешишь; семь раз отмерь, один раз отрежь; Сделано наспех, сделано насмех)
Какие еще пословицы о труде вы знаете?
4. Карточка «Отгадай загадку».
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев,
Как славно жить,
Когда они работы не боятся. (Руки)
VI. Подведение итогов. Анализ работы.
Кто оказался умельцем? (Награждение значками)
Чему мы учились на уроке?
Какой пословицей можно завершить наше путешествие? (Сделал дело - гуляй смело)
Надеюсь, мастеру Самоделкину понравилась ваша работа и он хочет, чтобы вы росли трудолюбивыми, умелыми, бережливыми.
|