МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Конспект урока
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Тема: Работа с бумагой и готовыми формами. Творческий проект. Декоративная аппликация. Украшение узором образцов одежды.
Цель: - формировать систему общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развивать умение составлять план предстоящей работы; учить составлять декоративные узоры; совершенствовать навыки безопасной работы с ножницами;
- развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности, воображение, художественный вкус; развивать связную речь учащихся при защите проекта; опираясь на содержание уроков технологии, стремиться развивать у учащихся желание читать детские книги, журналы о труде людей;
- воспитывать бережное отношение к инструментам и экономное расходование материалов, аккуратность и настойчивость при выполнении работы.
Оборудование: - выставка книг о труде;
- таблицы с узорами, образцы одежды, кукла-модель;
- грамзапись стихотворения С.Михалкова «Наши дела»;
- картина «Мастер Самоделкин», «волшебный» чемоданчик;
- поезд с вагончиками, пульт с названием страны;
- карточки с заданиями в конверте, карточки с пословицами о труде, карточки со словами;
- таблица «Правила работы с ножницами», технологическая карта, электровикторина;
- памятка «Правила рабочего человека», «Памятка бережливых»;
- схема «Звездочка обдумывания»;
- картинки о зиме;
- поощрительные призы.
Ход урока.
I. Вступительная беседа. Сообщение темы урока.
Сегодня, дети, мы совершим путешествие. Наш поезд «Знание» прибывает в страну, название которой дано на табло. Давайте узнаем название этой страны. Но сначала ответьте на вопрос: что это за цифра:
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула,
А потом пошла плясать
По бумаге цифра … («пять»)
Итак, нажимаем кнопку пульта над цифрой «пять» (Умельцы).
Кого так называют? (Тех, кто любит труд, у кого умелые руки).
Вместе с нами сказочный герой – Мастер Самоделкин. Он большой фантазер и очень много умеет делать. Он хочет послушать стихотворение о зиме, а затем дать вам творческое задание.
Чтение стихотворения С.Михалкова «Мороз десятиградусный».
Всем вам приходилось видеть съезжающих с горы лыжников, катающихся на катке конькобежцев (показ картинок). Как красиво выглядят они на белом фоне снега! Особенно красиво смотрится яркая одежда: цветные шапочки, шарфики, свитера, украшенные различными узорами, расшитые рукавички (показ одежды).
II. Постановка учебной задачи.
Над созданием такой одежды работают художники – модельеры. По их рисункам делают лыжные костюмы, свитера, шапочки, шарфики.
Представьте себе, что вы работаете художниками – модельерами, и наш класс- чудесная мастерская. А сейчас внимание! Слушайте задание Мастера Самоделкина. Вам срочно надо сделать образцы одежды для спортивной команды лыжников, которая будет выступать на Олимпийских играх 2014 года и защищать спортивную честь нашей страны.
Кто знает, где будут проходить эти игры? (Сочи)
Имена каких российских спортсменов – лыжников вы знаете?
Вы изготовите образцы одежды, а потом мы решим, по каким образцам можно будет изготовить одежду для спортсменов, а наши поделки можно будет использовать как счетный материал для детей детского сада, первоклассников.
Помните, любая работа должна быть выполнена правильно, аккуратно – так, чтобы Мастер Самоделкин мог поставить отметку «пять».
Но сначала он просит отгадать вас несколько загадок (достать загадки из «волшебного» чемоданчика, читают учащиеся):
а). Сидит на макушке,
Завязаны ушки. (Шапка)
б). Не галстук он не воротник,
а шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)
Как правильно надо писать слова: ш а р ф, ш а п к а. Вспомните правила русского языка.
Несколько образцов сделал Мастер Самоделкин. Они в его в»волшебном « чемоданчике (показ образцов).
Каждый ученик разрабатывает творческий проект – образец одежды, а демонстрировать их будет кукла – модель Катюша.
III. Объяснение последовательности изготовления работы.
Самоделкин предлагает вам составить технологическую карту (использование электровикторины).
Расположить в определенном порядке карточки, указать последовательность работы.
Обведи
Вырежи
Укрась
Ребята, вы разрабатываете творческий проект. В его разработке поможет «Звездочка обдумывания» (на доску вывешивается схема).
Составить узор вам помогут таблицы. Проявите выдумку, пофантазируйте. Чем можно украсить изделие (можно использовать геометрические фигуры, формы растительного мира – листья, цветы, веточки и т.д.)
Но перед тем, как вам приступить к работе Мастер Самоделкин хотел бы узнать, каким инструментом вы будете работать:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет. (Ножницы)
Надеюсь, вы помните правила работы с ножницами? Назовите их! (ответы учащихся с опорой на таблицу).
Приступайте к работе. Вы работаете бригадами и помните, от работы каждого зависит работа всей бригады, соблюдайте трудовую дисциплину.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
(Учащиеся выполняют работу под музыку)
Помогут правильно выполнить работу помогут памятки. Прочитайте третье правило из памятки № 1. (Во время работы держи место в порядке).
Проверьте, у всех ли порядок? Что это значит? (Что на месте лежит, само в руки бежит. Откуда взял – туда положи. Каждой вещи свое место.)
Прочитайте главное правило рабочего человека (Работайте дружно!). Как вы понимаете это правило? Из «Памятки бережливых» прочитайте третье правило.
Мастер Самоделкин просит решить карточку «Подумай – ответь – сделай!». Она поможет правильно выполнить работу:
1). Как наносить клей, чтобы на бумаге не появилось морщинок?
2). Какие части деталей надо намазывать клеем? Те, которые приклеиваются или те, на которые надо наклеивать?
V. Физкультминутка.
Мастер Самоделкин обращается к вам с призывом:
Уважайте труд, ребята!
Приучайтесь труд любить!
И об этом же напоминает нам поэт С.Михалков в стихотворении «Наши дела» (прослушивание грамзаписи).
На нашей выставке – книги, которые учат любить труд, приносить людям пользу, уважать людей труда (обращение к выставке).
А как вы трудитесь?
VI. Конкурс умельцев.
В конверте у Мастера Самоделкина задание для бригад.
1. Карточки «Подумай и ответь!»:
Назвать профессии, связанные с изготовлением одежды (художник – модельер, ткачиха, закройщица, вязальщица…).
2. Карточка «Продолжи пословицы»:
У кого есть сноровка, тот работает … (ловко)
Землю красит солнце, а человека … (труд)
3. Карточка «Замени пословицей»:
Не торопись, делай все аккуратно (Поспешишь – людей насмешишь; семь раз отмерь – один раз отрежь; сделано наспех – сделано на смех).
Какие еще пословицы о труде вы знаете?
Какая сказка, недавно нами прочитанная, начинается пословицей о труде? (сказка В.Одоевского «Мороз Иванович»: Нам даром без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется).
4. Карточка «Отгадай загадку»:
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев,
Как славно жить,
Когда они работы не боятся (Руки).
VII. Подведение итогов. Анализ работ.
Кто оказался умельцем? Какие получились творческие проекты? (Кукла - модель демонстрирует образцы одежды; учащиеся, пользуясь «Звездочкой обдумывания», защищают свой проект)
Чему мы учились на уроке?
Какой пословицей можно завершить наше путешествие? (Сделал дело – гуляй смело)
Надеюсь, мастеру Самоделкину понравилась ваша работа, и он хочет, чтобы вы росли трудолюбивыми, умелыми, бережливыми. Спасибо за работу!
Вручение призов – закладок с надписью «Умелые руки не знают скуки!»
|