Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.09.2024, 12:14

Сайт учителя начальных классов Горскиной Тамары Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Математика [4]
Русский язык [8]
Литературное чтение [6]
Окружающий мир [6]
Технология [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0

Разработки уроков

Главная » Разработки уроков » Русский язык

Парные согласные
02.05.2015, 15:11

МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»

Конспект урока "Сказочное путешествие".

Тема: Парные согласные

Учитель начальных классов Горскина Т.В.

 

I.Вступление - объявление темы урока

Ребята !

Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.

II. Чистописание

А чтобы всем нам оказаться в сказочной стране - нужно очень красиво и без ошибок написать эти строчки:

СС с  ссс ссс

сказка сказочка сказочник

Сказка - мед, так и течет.

Как называются эти слова?

Что у них общего, что объединяет их? А как понять эту поговорку?

(Сказка как мед - сладкая , любимая, так и течет, как речка.)

Запишем, отмечая и проверяя орфограммы.

Дети записывают элементы чистописания и предложение.

III. Словарная работа

Все справились? Молодцы!

Я взмахнула волшебной палочкой и вот мы и в сказке.

На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.

Жила-была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали ее Красной Шапочкой. Раз решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, что жила в домике на опушке леса.

Идет девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится.

Словарь:

заяц

медведь

лисица

сорока

Давайте познакомимся с ними тоже.

Читаем хором.

Запишем в тетрадь, ударение проставим, безударные гласные отметим.

Вспомним словарные слова, и дальше в путь!

IV. Повторение. Имена собственные.        

Но свернула с тропинки Красная Шапочка и заблудилась. А на полянке указатель стоит! Чтобы понять куда идти девочке, давайте запишем эти словосочетания. Запишем и прокомментируем. (Назовем имена существительные, нарицательные и собственные.)

Вспомним  и повторим правило о том, что имена собственные пишутся с большой буквы.

Записали, подчеркнули заглавную букву в именах собственных. Отлично!

Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден...

Но что это? (Упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне – «злой Волк».)

Это проделки злого Волка! Что же будет?

V. Основная часть урока      

Рядом с Красной Шапочкой на магнитную доску прикрепляется фигура выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.

Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая-то!)

«Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы?»- говорит басом.

А девочка ей в ответ: «Ш-ш-ш...»

Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную доску прикрепляется фигурка пчелы.

А пчела мимо летит: «Ж-ж-ж...»

Чем-то похожи эти звуки!

Да это же парные согласные: их 6 пар они близняшки, (но один из них звонкий, а другой глухой). Живут они в этом домике.

Открывается доска. На доске аппликация:

В окошках домика - парные согласные - буквы-человечки.

Ниже таблица:

б

в

г

д

ж

з

звонкие: из голоса и шума

п

ф

к

т

ш

с

глухие : из шума.

От удивления у Волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.

Но она нисколько не испугалась и мы тоже, и давайте запишем слова:

глаз (глаза)

нос (носы)

зуб  (зубы)

лоббы)

А рядом запишем проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.

В этой позиции парный согласный слышится четко!

А почему? Правильно - рядом с ним гласный звук!

Немного отдохнем - зарядка!

VI. Физкультминутка

Мы в сказку к Красной Шапочке

 

Собрались в дальний путь.

 

Летели, плыли, ехали -

 

Пора и отдохнуть!

 

А в сказке той увидим мы

 

И прудик и цветы.

 

Про парные согласные

 

Узнаем я и ты.

 

Нам в этой сказке встретятся

 

Сорока, заяц, еж...

 

Дорогу к милой бабушке

 

Для внучки ты найдешь.

 

Все любят сказки добрые -

 

Довольна детвора!

 

Скорее всем за дело,

 

Вновь в сказку нам пора!

 

Сели на места, ровно, спинки прямые.

VII. Закрепление

Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадку:

На зеленой ножке

Выросли сережки.

(ландыш)

то это? Правильно.

Давайте запишем загадку и отгадку. А какие согласные здесь спрятаны? Парные.

ножка

слышим [ ш ], а пишем [ ж ]

сережка

 

Вот какие опасные согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять - надо их проверять! Ноженьки, сережечки.

Красная Шапочка говорит: «У домика парных согласных пруд.» А  волк ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой, березовый! Как шлепнешь им ....»

- «Да нет, же нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!»

- «Ничего не понимаю!» - сказал Волк.

А ты запиши вместе с нами:

пруд

прут

Мы отправились на пруд,

На тропе валялся прут.

Вот пруды, а это прутик,

И не путайте их люди!

Как же проверить нам их? Изменить слово! Подобрать родственное! И чтобы с парным согласным оказался гласный.

Вот так:

? => C Кр

? => З Кр

Запишите рядом проверочные слова из стихотворения. Вот так:

пруд

пруды

прут

прутик

 

«До чего же опасные эти парные согласные!» - волк почесал в раздумии в затылке и чепчик свалился.

Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил, он думал о парных согласных: «Вот растет гриб. Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу:

В чаще под березкой рос гриб.»

Помогите волку, ребята. Прокомментируем предложение, найдем все орфограммы.

А волк сомневается: «Гриб, гриб... А может грипп, кашель, насморк.»

«Нет, гриб. Докажи.»

Гриб - грибы,  грибок.

Это волк изменил слово так, что рядом с парным согласным стоит гласный.

И согласный - не опасный!

«Я понял, понял,»- закричал Волк.

А вы, ребята? Сейчас проверим.

В лесу у прудика гуляли: еж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе -  мышь. А у воды рос камыш. Запишем:

камыш -камыши

стриж -стрижи

еж - ежи

чиж - чижи

уж - ужи

мышь - мыши

Проверяйте! Рядом напишем проверочные слова.

VIII. Проверка знаний. Подведение итогов         

Запомнили? Молодцы!

Волк тоже запомнил и рассказ сочинил: Запишем, ребята, рассказ Волка.

Ученики получают раздаточный материал. Текст с пропущенными парными согласными и стихотворение:

Солнечная   пого_ка.  Мы   плывем   на    ло_ке   к   зеленому   остро_ку.   Под бере_ками    и   ду_ками   прячутся   гри_ки.   Сла_кие   яго_ки    манят   нас. Скорее   на   бере_!

А еще Волк стихотворение сочинил:

Парные звуки согласные

Бывают такие опасные.

Звук нечетко слышится -

Буква какая пишется?

Но поставим рядом гласный -

И согласный неопасный.

Это стихотворение Волк вам дарит на память , чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни.

Категория: Русский язык | Добавил: Тамара
Просмотров: 688 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Фото
Погода в Болохово
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright gorskina-tamara.ucoz.com © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz