МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Конспект урока.
Правописание окончаний имен прилагательных единственного числа
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Тема: Правописание окончаний имен прилагательных единственного числа.
Цель: формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных; закрепление умения написания безударных окончаний различных частей речи; повторение изученного материала для контрольной работы; развитие монологической речи учащихся, умение работать в группе; воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: образцы написания букв; карточки с предлогами и названиями падежей; индивидуальные конверты с картинками яблока, цветка, зеленого и желтого листочков; карточки заданиями для групп.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим работу над правописанием окончаний имен прилагательных. А для этого мы отправимся в удивительный город Слов. В этом городе слова играют с детьми, а дети – со словами. Пригласим на наш урок весеннее настроение и звон весенней капели.
2. Повторение изученного.
«Предложения – колечки» (1-ая группа «цепочкой»).
3. Чистописание.
Все буквы состоят из элементов, написание некоторых мы сегодня повторим.
ккк капля
Запишите слово, которое обозначает данный предмет.
Назовите слово, которое обозначает «падение с крыши, с деревьев тающего снега каплями». (Капель.) Запишите слово.
Что общего в этих словах? (Однокоренные, родственные, существительные, нарицательные, женского рода, единственного числа.)
Чем отличаются? (Составом слова, склонением, количеством букв и звуков.)
4. Индивидуальная работа (у доски) и фронтальная работа с классом.
а) Индивидуальная работа.
Задание 1. Соотнесите предлоги и падежи:
И. в, на, за, про, через
Р. к, по
Д. над, под, за, перед, между, с
В. у, от, до, из, без, около, подле, возле, для, с
Т. о, об, в, во, на, при
П. -------
Какой падеж не имеет предлогов?
Задание 2. Исключите буквы согласных глухих непарных звуков:
Ч а щ р о х м а ц т ч н ы ц й
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы капельки а или о.
...ттеночная з...бавный
...втобусный ...чевидный
п...ссажирский ...ктивный
к...мандного х...рактерный
Задание 4. Ученик – консультант проверяет выполнение задания 3.
Соедините первые буквы прилагательных в начальной форме, составь слово. (Запах.)
Задание 5. Соотнесите вопросы и окончания прилагательных:
какого? -ым, -им
какому? -ое, -ее
какое? -ого, -его
каким? -ой, -ый, -ий
какой? -ом, -ем
о каком? -ому, -ему
б) Фронтальная работа
Повторение изученного о прилагательном. «Предложения – колечки» (2-ая группа).
Проверка 5-го индивидуального задания у доски.
Как же определить какое окончание надо писать у прилагательных? (Надо к слову поставить вопрос: какое окончание будет у вопроса, такое надо писать и у прилагательного.)
Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать правильно окончания у имен прилагательных. Будем готовиться к предстоящей контрольной работе.
5. Работа со словами, трудными для написания.
Проверка составленных слов из задания 2 и 4.
Составьте словосочетание из получившихся слов. (Ароматный запах.)
Вспомните «запоминалку» с таким словосочетанием.
Ароматный запах! Ах!
Здесь в сиреневых кустах!
Запишите по памяти.
Выделите окончания имен прилагательных ароматный, сиреневых.
Выполните морфологический разбор прилагательного во множественном числе.
6. Работа по учебнику.
Упражнение № 305, стр. 56.
Проверка выполнения 1-ого задания.
Что надо делать, чтобы записать данные словосочетания в нужном падеже? (Надо от существительного поставить вопрос к прилагательному: (зимнее холодное) времени, времени (какого?) зимнего холодного.)
Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание у прилагательных? (Обратить внимание на окончание вопроса.)
Запись упражнения с полным объяснением написания окончаний.
Объясните, почему между одними прилагательными стоит запятая, а между другими – нет? (Одни прилагательные в предложении будут являться однородными определениями, другие – нет.)
Составьте предложение с однородными определениями. Запишите предложение с полным комментированием. Разберите его по членам предложения и укажите части речи.
7. Физкультминутка.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на отлично
Классную работу.
8. Творческая работа в группах.
Задание. Закончите четверостишие.
Пропела зимнo_______________.
Мн. ч.
Снег превратился (во что?) в_______________.
Ед. ч. , 1-ое скл.
Весна идет по ___________________.
Мы слышo звонкo капель.
1-ая группа. В первой строчке определите род прилагательного, вставьте пропущенное окончание. Укажите падеж прилагательного. Дополните предложение подлежащим, которое рифмуется с последним словом четверостишия.
2-ая группа. Вставьте пропущенное слово и окончание существительного во втором предложении. Как отличить винительный и предложный падежи? Обратите внимание на то, что вторая и третья строчки должны рифмоваться.
3-я группа вставьте пропущенное слово в третьем предложении. Объясните, в каком падеже стоит второстепенный член. Обратите внимание на то, что вторая и третья строчки рифмовались.
4-ая группа. В каком падеже стоит существительное в последнем предложении? Может ли прилагательное указать на падеж существительного, от которого оно зависит?
9. Проверка групповой работы. (Чтение каждой группой своей строчки.)
Пропела зимняя метель.
Снег превратился в лужицы.
Весна идет по улице.
Мы слышим звонкую капель.
Запишите четверостишие: 1-ое предложение – по памяти; 2-ое предложение – орфографически проговаривая; 3-е предложение – объяснив написание существительных; 4-ое предложение – объяснив написание окончаний слов.
10. Домашнее задание по выбору: продолжить стихотворение о весне или выполнить упражнение.
11. Подведение итогов урока.
Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?
Кто пополнил свои знания новым багажом?
Что было трудным? А что интересным?
Сегодняшнее путешествие по городу Слов заканчивается. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
- Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
- Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.
- Если урок не отличался от прежних, и ничего нового он вам не принес – зеленые листочки.
- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
Сегодня мы говорили о словах. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить наш урок словами поэта Сергея Острового:
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова есть норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
|