Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 30.11.2024, 07:37

Сайт учителя начальных классов Горскиной Тамары Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Математика [4]
Русский язык [8]
Литературное чтение [6]
Окружающий мир [6]
Технология [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Разработки уроков

Главная » Разработки уроков » Русский язык

Окончания имен прилагательных
02.05.2015, 00:34

МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»

Конспект урока.

Правописание окончаний имен прилагательных единственного числа

Учитель начальных классов Горскина Т.В.

Тема: Правописание окончаний имен прилагательных единственного числа.

Цель: формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных; закрепление умения написания безударных окончаний различных частей речи; повторение изученного материала для контрольной работы; развитие монологической речи учащихся, умение работать в группе; воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: образцы написания букв; карточки с предлогами и названиями падежей; индивидуальные конверты с картинками яблока, цветка, зеленого и желтого листочков; карточки  заданиями для групп.

Ход урока.

 1. Организационный момент.

 

Сегодня мы продолжим работу над правописанием окончаний имен прилагательных. А для этого мы отправимся в удивительный город Слов. В этом городе слова играют с детьми, а дети – со словами. Пригласим на наш урок весеннее настроение и звон весенней капели.

2. Повторение изученного.

«Предложения – колечки» (1-ая группа «цепочкой»).

3. Чистописание.

Все буквы состоят из элементов, написание некоторых мы сегодня повторим.

                   ккк капля

Запишите слово, которое обозначает данный предмет.

Назовите слово, которое обозначает «падение с крыши, с деревьев тающего снега каплями». (Капель.) Запишите слово.

Что общего в этих словах? (Однокоренные, родственные, существительные, нарицательные, женского рода, единственного числа.)

Чем отличаются? (Составом слова, склонением, количеством букв и звуков.)

4. Индивидуальная работа (у доски) и фронтальная работа с классом.

а) Индивидуальная работа.

Задание 1. Соотнесите предлоги и падежи:

И.         в, на, за, про, через

Р.          к, по

Д.         над, под, за, перед, между, с

В.         у, от, до, из, без, около, подле, возле, для, с

Т.         о, об, в, во, на, при

П.         -------

Какой падеж не имеет предлогов?

Задание 2. Исключите буквы согласных глухих непарных звуков:

Ч а щ р о х м а ц т ч н ы ц й

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы капельки а или о.

...ттеночная                 з...бавный

...втобусный                 ...чевидный

п...ссажирский             ...ктивный

к...мандного                 х...рактерный

Задание 4. Ученик – консультант проверяет выполнение задания 3.

Соедините первые буквы прилагательных в начальной форме, составь слово. (Запах.)

Задание 5. Соотнесите вопросы и окончания прилагательных:

какого?           -ым,  -им

какому?          -ое,  -ее

какое?             -ого,  -его

каким?            -ой,  -ый,  -ий

какой?             -ом,  -ем

о каком?         -ому,  -ему

б) Фронтальная работа

Повторение изученного о прилагательном. «Предложения – колечки» (2-ая группа).

Проверка 5-го индивидуального задания у доски.

Как же определить какое окончание надо писать у прилагательных? (Надо к слову поставить вопрос: какое окончание будет у вопроса, такое надо писать и у прилагательного.)

Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать правильно окончания у имен прилагательных. Будем готовиться к предстоящей контрольной работе.

5. Работа со словами, трудными для написания.

Проверка составленных слов из задания 2 и 4.

Составьте словосочетание из получившихся слов. (Ароматный запах.)

Вспомните «запоминалку» с таким словосочетанием.

Ароматный запах! Ах!

Здесь в сиреневых кустах!

Запишите по памяти.

Выделите окончания имен прилагательных ароматный, сиреневых.

Выполните морфологический разбор прилагательного во множественном числе.

6. Работа по учебнику.

Упражнение № 305, стр. 56.

Проверка выполнения 1-ого задания.

Что надо делать, чтобы записать данные словосочетания в нужном падеже? (Надо от существительного поставить вопрос к прилагательному: (зимнее холодное) времени, времени (какого?) зимнего холодного.)

Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание у прилагательных? (Обратить внимание на окончание вопроса.)

Запись упражнения с полным объяснением написания окончаний.

Объясните, почему между одними прилагательными стоит запятая, а между другими – нет? (Одни прилагательные в предложении будут являться однородными определениями, другие – нет.)

Составьте предложение с однородными определениями. Запишите предложение с полным комментированием. Разберите его по членам предложения и укажите части речи.

7. Физкультминутка.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

 

Вдаль посмотрим под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

 

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

 

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на отлично

Классную работу.

 

8. Творческая работа в группах.

Задание. Закончите четверостишие.

Пропела зимнo_______________.

                                                          Мн. ч.

Снег превратился (во что?) в_______________.

                              Ед. ч. , 1-ое скл.

Весна идет по ___________________.

Мы слышo звонкo капель.

1-ая группа. В первой строчке определите род прилагательного, вставьте пропущенное окончание. Укажите падеж прилагательного. Дополните предложение подлежащим, которое рифмуется с последним словом четверостишия.

2-ая группа. Вставьте пропущенное слово и окончание существительного во втором предложении. Как отличить винительный и предложный падежи? Обратите внимание на то, что вторая и третья строчки должны рифмоваться.

3-я группа вставьте пропущенное слово в третьем предложении. Объясните, в каком падеже стоит второстепенный член. Обратите внимание на то, что вторая и третья строчки рифмовались.

4-ая группа. В каком падеже стоит существительное в последнем предложении? Может ли прилагательное указать на падеж существительного, от которого оно зависит?

9. Проверка групповой работы. (Чтение каждой группой своей строчки.)

Пропела зимняя метель.

Снег превратился в лужицы.

Весна идет по улице.

Мы слышим звонкую капель.

Запишите четверостишие: 1-ое предложение – по памяти; 2-ое предложение – орфографически проговаривая; 3-е предложение – объяснив написание существительных; 4-ое предложение – объяснив написание окончаний слов.

10. Домашнее задание по выбору: продолжить стихотворение о весне или выполнить упражнение.

11. Подведение итогов урока.

Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?

Кто пополнил свои знания новым багажом?

Что было трудным? А что интересным?

Сегодняшнее путешествие по городу Слов заканчивается. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

  • Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
  • Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.
  • Если урок не отличался от прежних, и ничего нового он вам не принес – зеленые листочки.
  • А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Сегодня мы говорили о словах. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить наш урок словами поэта Сергея Острового:

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова есть норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Категория: Русский язык | Добавил: Тамара
Просмотров: 835 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Фото
Погода в Болохово
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright gorskina-tamara.ucoz.com © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz