Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.09.2024, 12:10

Сайт учителя начальных классов Горскиной Тамары Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Математика [4]
Русский язык [8]
Литературное чтение [6]
Окружающий мир [6]
Технология [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Разработки уроков

Главная » Разработки уроков » Русский язык

Имя существительное
02.05.2015, 00:24

МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»

 

Конспект урока.

Имя существительное как часть речи

 III класс.

Учитель начальных классов Горскина Т.В.

 

Тема: имя существительное как часть речи.

Цели: ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного; формирование понятия «имя существительное»; развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос к т о ? ч т о ?; развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности); повторение написания жи-ши, ча-ща, правописания безударных гласных, парных согласных, букв из словаря; повторение тем: «Состав слова», «Члены предложения», «Словосочетание»; связь с уроками математики и природоведения.

Ход урока.

I. В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

Прочитайте записанные слова и назовите в них орфограммы.

Собака, стол, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котенок, конфеты.

Что объединяет эти слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы к т о ? ч т о ?)

А теперь внимание! Сложное задание! Приведи свои примеры слов, отвечающих на вопросы к т о ? ч т о ?

Что обозначают слова, отвечающие на вопрос к т о ? (Людей, животных)

А что обозначают слова, отвечающие на вопрос ч т о ? (Неживые предметы, явления природы)

II. А как называются эти слова, вы узнаете из телеграммы. В ней буквы зашифрованы: 3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

Каждый ученик получает телеграмму с цифрами.

На доске дан ключ к шифру:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т

(На телеграмме получается: имя существительное)

 

III. Что же такое имя существительное?

Выберите ответ на карточке № 1.

 

Имя существительное – это...

  1. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы  ч т о  д е л а е т ?  ч т о  с д е л а е т ?
  2. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  к т о ?  ч т о ?
  3. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  к а к о й ?  к а к а я ?  к а к о е ?  к а к и е ?

А сейчас внимательно

Мы правило прочтем,

И все, что мы узнали,

Теперь мы назовем.

IV. А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, скромность, память.

V. Физкультминутка.

На доске плакат (ученики хором читают и маршируют)

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы  к т о ? и  ч т о ?

Отвечать оно должно.

Если слово отвечает на вопрос к т о ? – поднимите руки вверх, а если на вопрос ч т о ? – руки вперед. Если встретятся другие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, радость.

VIВыполните задание на прямоугольной карточке № 2.

 

повар варить вареный
цветок цвести цветной
старушка стареть старый
коля коля коля

В каком столбике имена существительные? Докажите.

На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков? Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля)

Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы)

Спишите имена существительные в тетрадь согласно схемам, данным на доске:

VII. Следующее задание на квадратной карточке № 3.

начало - ...

легкий - ...

день - ...

смех - ...

тянуть - ...

твердый - ...

молодость - ...

Выберите имена существительные и припишите к ним существительные, противоположные по значению.

VIII. Работа по учебнику.

Пословица: Газета для человека, что окно для дома.

Объясните смысл пословицы, запишите ее по памяти. Подчеркните имена существительные.

IX. А сейчас выполним задание, которое находится в конвертиках. На листочках деревьев записаны загадки слова. Составьте из них предложения и получите загадку.

1-я строчка – липовые листочки.

2-я строчка – кленовые листочки.

3-я строчка – дубовые листочки.

4-я строчка – березовые листочки.

X. Проверка. На доске плакат:

Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Это слово из словаря: горох.

Назовите в загадке имена существительные и все орфограммы.

XI. Подберите родственные слова к существительному горох и выделите корень.

Составьте предложение и, комментируя, запишите его.

Летом в огороде вырос сладкий горох.

  1. Назвать существительные.
  2. Подчеркнуть главные члены предложения.
  3. Назвать словосочетания.

XII. Игра «Кто я?»

Соедините слова.

В школе я                                                                                                       пешеход

В магазине я                                                                            ученик

На улице я                                   кто?                               покупатель

В транспорте я                                                                     пассажир

Дома я                                                                                сын, дочка

Слова какой части речи использовали?

XIII. Итог.

Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

XIV. Домашнее задание.

Категория: Русский язык | Добавил: Тамара
Просмотров: 497 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Фото
Погода в Болохово
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright gorskina-tamara.ucoz.com © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz