МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Конспект урока.
Имя существительное как часть речи
III класс.
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Тема: имя существительное как часть речи.
Цели: ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного; формирование понятия «имя существительное»; развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос к т о ? ч т о ?; развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности); повторение написания жи-ши, ча-ща, правописания безударных гласных, парных согласных, букв из словаря; повторение тем: «Состав слова», «Члены предложения», «Словосочетание»; связь с уроками математики и природоведения.
Ход урока.
I. В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
Прочитайте записанные слова и назовите в них орфограммы.
Собака, стол, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котенок, конфеты.
Что объединяет эти слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы к т о ? ч т о ?)
А теперь внимание! Сложное задание! Приведи свои примеры слов, отвечающих на вопросы к т о ? ч т о ?
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос к т о ? (Людей, животных)
А что обозначают слова, отвечающие на вопрос ч т о ? (Неживые предметы, явления природы)
II. А как называются эти слова, вы узнаете из телеграммы. В ней буквы зашифрованы: 3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.
Каждый ученик получает телеграмму с цифрами.
На доске дан ключ к шифру:
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
Я
|
Е
|
И
|
М
|
С
|
В
|
Л
|
Н
|
О
|
Щ
|
Ь
|
У
|
Т
|
(На телеграмме получается: имя существительное)
III. Что же такое имя существительное?
Выберите ответ на карточке № 1.
Имя существительное – это...
- Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ч т о д е л а е т ? ч т о с д е л а е т ?
- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы к т о ? ч т о ?
- Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы к а к о й ? к а к а я ? к а к о е ? к а к и е ?
|
|
А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
IV. А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, скромность, память.
V. Физкультминутка.
На доске плакат (ученики хором читают и маршируют)
Имя существительное,
Очень удивительное,
На вопросы к т о ? и ч т о ?
Отвечать оно должно.
Если слово отвечает на вопрос к т о ? – поднимите руки вверх, а если на вопрос ч т о ? – руки вперед. Если встретятся другие части речи, то надо присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, радость.
VI. Выполните задание на прямоугольной карточке № 2.
повар |
варить |
вареный |
цветок |
цвести |
цветной |
старушка |
стареть |
старый |
коля |
коля |
коля |
В каком столбике имена существительные? Докажите.
На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков? Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля)
Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы)
Спишите имена существительные в тетрадь согласно схемам, данным на доске:
VII. Следующее задание на квадратной карточке № 3.
начало - ...
легкий - ...
день - ...
смех - ...
тянуть - ...
твердый - ...
молодость - ...
|
|
Выберите имена существительные и припишите к ним существительные, противоположные по значению.
VIII. Работа по учебнику.
Пословица: Газета для человека, что окно для дома.
Объясните смысл пословицы, запишите ее по памяти. Подчеркните имена существительные.
IX. А сейчас выполним задание, которое находится в конвертиках. На листочках деревьев записаны загадки слова. Составьте из них предложения и получите загадку.
1-я строчка – липовые листочки.
2-я строчка – кленовые листочки.
3-я строчка – дубовые листочки.
4-я строчка – березовые листочки.
X. Проверка. На доске плакат:
Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Это слово из словаря: горох.
Назовите в загадке имена существительные и все орфограммы.
XI. Подберите родственные слова к существительному горох и выделите корень.
Составьте предложение и, комментируя, запишите его.
Летом в огороде вырос сладкий горох.
- Назвать существительные.
- Подчеркнуть главные члены предложения.
- Назвать словосочетания.
XII. Игра «Кто я?»
Соедините слова.
В школе я пешеход
В магазине я ученик
На улице я кто? покупатель
В транспорте я пассажир
Дома я сын, дочка
|
|
Слова какой части речи использовали?
XIII. Итог.
Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.
XIV. Домашнее задание.
|