МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Урок обучения грамоте.
Буква Х.
Урок второй.
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Ц е л и: обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания;
воспитывающая – воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, воспитывать чувство ответственности;
развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать; обогащать словарный запас.
О б о р у д о в а н и е: «Азбука» Горецкого и др. (с. 127), рисунок царя Каравая и девочки Гали; серия рисунков о том как выращивают хлеб; корзинка с «баранками» (вырезаны из картона, на обратной стороне стихи, загадки, пословицы о хлебе).
Х о д у р о к а:
- Вступительное слово:
Мы продолжаем учиться читать, а также наблюдать за словами. Сегодня я расскажу вам сказку:
Жила-была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила. И больше всего на свете она любила... А что любила – прочитайте (запись на доске):
ГРУША
АПЕЛЬСИН
ЛИМОН
ЯБЛОКО
Назовите одним словом. (Фрукты.)
Скажите первые буквы, и вы получите имя девочки. (Галя.)
Однажды мама посадила ее обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу еще не ходила): «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!» и только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте, как его зовут:
КАРАВАЙ (открываю рисунок).
Рассердился Каравай на Галю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!» поможем Гале вернуться домой? Тогда настройтесь на серьезную работу.
- Чтение, наблюдение за словами.
Каравай дает первое задание. Прочитайте названия жителей его страны:
БУЛКИ
ПИРОГИ
КАЛАЧИ
БАРАНКИ
ЛЕПЕШКИ
ПРЯНИКИ
БАТОНЫ
Назовите одним словом (Хлеб.)
Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего. (Эти слова оканчиваются на -и (-ы), они обозначают много предметов.)
Как вы думаете, на что же указывает буква -и или -ы в конце слова? (Ответы детей).
В ы в о д: в русском языке на множественность предметов чаще всего указывают окончания -и (-ы).
Образуйте слова, обозначающие много предметов, от слов: река, книга, слон, лес. (Обратить внимание на то, что иногда встречаются окончания -а/-я.)
Второе задание. Прочитайте слова:
ХЛЕБ
ХЛЕБНЫЙ
ХЛЕБУШЕК
ХЛЕБОРОБ
ХЛЕБНИЦА
НАХЛЕБНИК
Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть, общее в значении).
Разбор значения слов, составления словосочетаний.
- Физкультминутка.
- Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю.
- Из зернышка вырастает колосок.
- Чтобы вырос колосок, землю боронуют.
- Удобряют и защищают от вредителей с самолета.
- Хлеб созрел, его убирает комбайн.
- Везут на мукомольный завод и обмолачивают.
- Из муки замешивают тесто.
- Хлеб в печке становится пышным и румяным.
|
Дети приседают.
Вытягиваются вверх.
Изображают руками.
Изображают самолет.
Имитация
всех
действий.
|
(Физкультминутка сопровождается показом серии рисунков, иллюстрирующих выращивание хлеба.)
- Работа по «Азбуке». (стр. 127, текст «Там, где хлеб растет.)
Просит Каравай рассказать о том, как хлеб на стол пришел. Послушайте рассказ, следите за тем, чтобы потом прочитать, как можно лучше. (Читает учитель, повторное жужжащее чтение, чтение вслух по цепочке).
- Работа над прочитанным.
Что вы можете рассказать о том, как хлеб на стол пришел? Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Прочитаем:
ТРАКТОР
ГРУЗОВИК
КОМБАЙН
САМОЛЕТ
Кто работает на этих машинах? Назовите профессии этих людей. (Тракторист, шофер, комбайнер, летчик.)
- Обобщение.
Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей. ... Как вы думаете, что?
(Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.)
Прочитаем вывод, который записан на стр. 128, вверху. (Жужжащее чтение, индивидуальное.)
Как вы понимаете эти слова?
- Домашнее задание.
На прощание Каравай подарил корзину с баранками, но не простые это баранки, а с заданиями. На красных баранках – задания труднее, на желтых – легче. Выберите себе любое и дома подготовьтесь к выразительному чтению стихов, загадок, пословиц о хлебе. Большое спасибо за хорошую, серьезную работу.
|