МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Урок-презентация по окружающему миру
Куликовская битва
4 класс
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Цель: обобщить материал по теме «Куликовская битва»
Задачи:
- Уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
- Развивать нравственные качества сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства;
- Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I.Организационный момент. (Эмоциональный настрой урока.)
(Слайд 1.) Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков).
3 человека будут выполнять работу на карточках. Установите последовательность событий, расположите предложения в нужном порядке.
Работа в группах. Соотнеси даты и события.
1237 г.
|
Нашествие монголо-татар на Русь (хан Батый)
|
988 г.
|
Крещение Руси (князь Владимир)
|
15 июля 1240 г.
|
Невская битва (князь Александр )
|
5 апреля 1242 г.
|
Ледовое побоище ( Александр Невский)
|
1380 г.
|
?
|
Фронтальная работа (проверка)
III .Постановка проблемы урока.
- С каким событием можно соотнести эту дату?
- В этот год произошло очень важное для России событие.
Подсказка («В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьём или рогатиной, боевым топором или шестопёром, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого».) - Это Куликовская битва.
Целеполагание.
- На какие вопросы истории нам предстоит ответить?
- На уроке мы ответим на следующие вопросы:
С кем была эта битва?
Почему она произошла?
Где она была?
Как происходил ход битвы?
Кто победил в этой битве?
Для того, чтобы вам было легче к следующему уроку подготовить сообщение, мы составим план-схему. Поэтому сегодня мы будем работать в группах: «Аналитики», «Исследователи» и «Иллюстраторы».
IV. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).
(Слайд 2) На прошлом уроке мы говорили, что при Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более 100 лет после нашествие Батыя. (Слайд 3) В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович.
Примерный рассказ ученика:
Дмитрий Иванович Донской, сын Ивана II, родился 12 октября 1350 года в Москве. Его отец умер рано, и Дмитрий стал Великим князем владимирским и московским на десятом году жизни, с 1359 года.
В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Опираясь на возросшую мощь Московского княжества, Дмитрий Донской преодолел сопротивление соперников в борьбе за великое княжение суздальско-нижегородского, рязанского и тверского князей.
(Слайд 4) При нём в 1367 году был построен первый каменный кремль в Москве. Он возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2 – 3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более 100 лет белокаменные стены и башни Кремля служили надежной защитой Москве и Руси. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожарам.
В 1368 и 1370 годах его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда. Во время войны с Тверью Дмитрий Донской в 1375 году принудил тверского князя к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой. (Слайд 5) Дмитрий Иванович первым из московских князей возглавил вооруженную борьбу народа против татар.
(Слайд 6) Он был крепок, высок, плечист и грузен, имел черную бороду и волосы, притягательный взгляд. Житие сообщает, что Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение сыну Василию I без санкции Золотой Орды. Дмитрий умер рано – на 39-м году жизни, 19 мая 1389 года. Погребен в Архангельском соборе в Москве
(Слайд 7) Канонизирован Русской православной церковью.
Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.
Дмитрий Иванович, московский князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.
Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татрам.
Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
«Аналитики», каким будет первый пункт нашего плана? (Изменения на Руси)
«Исследователи», какие выводы можно сделать? (Усилилось влияние Северо-Восточной Руси. Москва – центр объединения Русских земель. При правлении Ивана Калиты Русь получила 40-летнюю передышку. Изменилось сознание людей.)
«Иллюстраторы», проиллюстрируйте первый пункт.
V. Изучение новой темы.
(Слайд 8) - Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
(Слайд 9) Сообщение о вооружении и доспехах.
Примерное сообщение учащегося:
Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу (рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец). Употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна, с нашитыми на них маленькими железными дощечками. На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.
«Аналитики», каким будет второй пункт нашего плана? (Объединение русских войск князем Дмитрием).
-«Исследователи», какие выводы можно сделать? (За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси).
-«Иллюстраторы», проиллюстрируйте второй пункт.
(Слайд10) Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому.
Примерное сообщение учащегося:
Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашёл, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть…
(Слайд 11) И вдруг Варфоломей увидел старца – монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.
(Слайд 12) Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.
(Слайд 13) Но память о нем сохраниться в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице Сергиева лавра, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.
(Слайд 14) Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь». Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
(Слайд 15) Отрывок из мультфильма.
«Аналитики», каким будет третий пункт нашего плана? (Благословение Сергия Радонежского).
«Исследователи», что запишем в этот пункт плана? («Иди на поганых, Бог будет тебе помощником! Ты победишь!»)
«Иллюстраторы», проиллюстрируйте третий пункт.
Сражение на Куликовом поле.
И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?
(Мнения детей.)
Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»
Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
(Ответы детей.)
(Слайд 16) Давайте обратимся к схеме Куликовской битвы. Правым своим крылом русские войска упирались в берега речки Нижний Дубяк, впадающей в Непрядву, а левым _ в крутые берега Смолки. Почти всю пехоту – крестьян и ремесленников, вооруженных чем попало, воеводы решили выставить в передовой полк. Конный запасный полк – был отправлен в засаду. Он стал за левым крылом в густой дубраве над речкой Смолкой. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
(Слайд 17) Работа по картине Ю. Ракши “Утро на Куликовом поле”.
- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что… (“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”)
– А сам князь как поступает? Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска.
(Слайд 18) “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок?
Примерный ответ учащегося:
Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.
(Слайд 19) Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
(Слайд 20) Отрывок из мультфильма.
Ход сражения (чтение по учебнику страница 72 второй абзац)
(Слайд 21) Отрывок мультфильма.
Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя. А что же великий князь? По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения. Выберите версию, которой вы поверили:
1. Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.
2. По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и «стал на костях татарских», то есть сам провозгласил победу.
3. А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.
«Аналитики», каким будет четвертый пункт нашего плана? (Куликовская битва).
«Исследователи», что запишем в этот пункт плана? (8 сентября 1380г)
«Иллюстраторы», проиллюстрируйте четвертый пункт.
Итоги Куликовской битвы.
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым.
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.
(Слайд 22) В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды.
(Слайд 23) Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.
Как вы думаете, почему Дмитрия Ивановича стали называть Донским? (мнения детей)
Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси? (Слайд 24) Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.
«Аналитики», каким будет пятый пункт нашего плана? (Результаты сражения)
«Исследователи», какие выводы можно сделать? (С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской. Выросло значение Москвы и московского князя. Куликовская битва дала народу веру, что зависимость не будет вечной).
«Иллюстраторы», проиллюстрируйте пятый пункт.
(Слайд 25) В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.
Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
VI. Первичное закрепление. Расскажите о битве по плану.
Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
VII. Рефлексия.
Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я почувствовал….»
А теперь, пожалуйста, приготовьте оценочный лист и отметьте: как вы усвоили новый материал, оцените свою работу на уроке и работу класса.
VIII. Домашнее задание.
IX. Оценки за урок. Домашнее задание
|