МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Конспект урока «По страницам любимых сказок»
3 класс
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Тема: Умножение и деление круглых чисел.
Цель: - познакомить с приемами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулем;
- совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, решать уравнения, задачи изученных видов;
- закреплять умение записывать выражения и вычислять их значения, знание таблицы умножения;
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение рассуждать, анализировать;
- воспитывать интерес к занятиям математикой, любовь к чтению.
Оборудование: - игрушка «Конек-Горбунок»;
- «Книга» с иллюстрациями к сказкам;
- игра «Сова»;
- электровикторина;
- грамзапись песни В. Шаинского «В мире много сказок»;
- индивидуальные задания: «Цветик-семицветик», «Потайная дверца», конверт от Незнайки;
- грамзапись сказки «Курочка Ряба»;
- кроссворд «Сказка»;
- портрет А.С.Пушкина;
- выставка книг «Что за прелесть эти сказки»;
- «волшебный» ларец;
- поощрительные призы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке математики мы будем изучать,
Как числа круглые делить и умножать.
Будем совершенствовать знания и умения
Используя материалы литературного чтения.
А помогут нам в этом любимые сказочные герои. Конек-Горбунок перенесет нас в чудесную страну сказок. Чтобы Конек-Горбунок нам помог, надо ответить на вопрос: какие числа в математике называются круглыми? (Те, которые оканчиваются нулем). Правильно! Мы с вами в стране сказок!
Первая сказка, в которой мы оказались, «Василиса Премудрая». Ее главная героиня поможет нам изучить новый материал.
Запись темы урока.
III. Объяснение нового материала.
1). Объяснение приема умножения и деления круглых чисел с опорой на рисунок в учебнике (стр. 3, устно).
20 * 3 = ...
2 дес. * 3 = 6 дес.
20 * 3 = 60
3 * 20 = ...
20 * 3 = 60
3 * 20 = 60
60 : 3 = ...
6 дес. : 3 = 2 дес.
60 : 3 = 20
2). Письменное выполнение умножения и деления круглых чисел (у доски).
40 * 2 = ...
4 дес. * 2 = 8 дес.
40 * 2 = 80
2 * 40 = ...
40 * 2 = 80
2 * 40 = 80
80 : 2 = ...
8 дес. : 2 = 4 дес.
80 : 2 = 40
3). Выполнение задания № 1 (стр. 3) с комментированием. Запись ответов.
80, 10, 20, 100, 80.
IV. Закрепление изученного материала.
Умение решать примеры на умножение и деление круглых чисел пригодится нам в пути по страницам других сказок.
1). Мы попали в сказку Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все».
Хорошо живет на свете Винни-Пух,
Любит он решать примеры только вслух.
Числа круглые он знает лишь на «пять»,
Ну, а вам задание надо выполнять.
Сова из этой сказки спрашивает: при умножении каких множителей в таблице умножения получаются круглые числа? (2 5; 4 5; 6 5; 8 5)
2). Конек-Горбунок несет нас дальше. Послушайте загадку и узнайте, в какой сказке мы оказались?
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел,
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется … («Три поросенка»)
Кто автор этой сказки? (С.Михалков)
Надо помочь поросятам спастись от злого волка, а для этого нам надо решить задачу:
Для постройки домика Наф-Нафу потребовалось 80 кирпичей. Каждый раз он грузил на тачку 8 кирпичей. За сколько раз Наф-Наф перевезет все кирпичи?
Запишите решение (80 : 8 = 10 (раз),
Ответ: за 10 раз)
3). Молодцы! Поросята спаслись от злого волка, а Конек-Горбунок несет нас в следующую сказку. Посмотрите иллюстрацию и скажите, в какой сказке мы оказались? (Ш.Перро «Золушка»)
Злая мачеха дала Золушке задание – решить примеры. Давайте ей поможем, чтобы она успела на бал (использование электровикторины, запись по вариантам)
60 : 3 =
10 * 4 =
40 * 1 : 2 =
2 * 40 =
6 * 10 =
70 : 7 : 5 =
Золушка благодарит вас, теперь она успеет на бал.
4). Физкультминутка.
Послушайте песню о сказках В.Шаинского «В мире много сказок» (обращение к выставке книг)
5). Самостоятельная работа учащихся.
А сейчас поможем еще некоторым сказочным героям.
Индивидуальные задания (у доски):
1 задание. Помоги Буратино найти нужную дверцу. Такой дверцей будет та, где ответом на пример является круглое число.
(18 + 32) : 5 (70 – 61) 2
2 задание. Выполни задание, которое прислал Незнайка (в конверте – карточка с уравнениями)
Реши уравнения:
40 : х = 2 х * 10 = 70
|
3 задание. Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик». Выбери пример с нужным ответом.
Остальные учащиеся получают задания на карточках по вариантам. Взаимопроверка.
Заполни таблицу:
Назовите выражение, значением которого является круглое число.
|
|
Поставьте нужный знак:
15 : 5 … 15 : 3
24 : 3 … 18 : 3
Можно ли поставить знак, не выполняя вычислений?
|
6). Послушайте отрывок из грамзаписи и узнайте, в какую сказку мы попадем сейчас («Курочка Ряба»). Какая это сказка? (русская народная). Решим задачу:
Курочка Ряба снесла 90 яиц, а дед с бабкой разложили их в три коробки поровну. Сколько яиц в трех коробках?
(90 яиц – в 3 к. поровну.
? – в 2 к.
1. 90 : 3 = 30 (яиц)
2. 30 -* 2 = 60 (яиц)
Ответ: 60 яиц )
7). А сейчас Конек-Горбунок перенесет нас в сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев». Январь дает задание назвать месяцы года, количество дней в которых является круглым числом (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь).
Что общего в написании этих слов? (мягкий знак в конце слова).
Сколько дней в этих месяцах? (30).
На какое число надо разделить число 30, чтобы получить тоже круглое число?
Минутка чистописания (цифра 3).
8). Кроссворд. Найдите ключевое слово.
Под сказочными героями написаны примеры.
54:9=... |
|
|
|
1
|
Р
|
У
|
С
|
А
|
Л
|
О
|
Ч
|
К
|
А
|
|
|
2
|
Л
|
Я
|
Г
|
У
|
Ш
|
К
|
А
|
|
|
|
|
|
20:5=... |
1*3=... |
|
|
|
|
3
|
Ц
|
А
|
Р
|
Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Н
|
Е
|
З
|
Н
|
А
|
Й
|
К
|
А
|
|
90-85=... |
37:37=... |
|
|
|
|
|
5
|
К
|
О
|
Л
|
О
|
Б
|
О
|
К
|
|
|
6
|
Ч
|
Е
|
Б
|
У
|
Р
|
А
|
Ш
|
К
|
А
|
|
|
|
18:9=..... |
V. Подведение итогов.
Сделаем выводы. И если они будут правильными, то волшебный ларец откроется, и вы получите призы!
Чему мы учились, помогая любимым сказочным героям?
Прочитайте название нашей книжной выставки. Кому принадлежат эти слова? (А.С.Пушкину, показ портрета).
Закончите еще одно его высказывание о сказках: «Сказка – ложь, …» (…да в ней намек, добрым молодцам урок).
Как вы понимаете смысл этого выражения? Чему учат сказки?
Какие бывают сказки?
Какие писатели Тульского края сочиняли сказки? Назовите их? (Л.Толстой «Три медведя», Жуковский «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик», «Война мышей и лягушек»)
Сказочные герои довольны вашей работой.
Вручение призов – изображение книги с высказываниями: «Математика – гимнастика ума», «Что за прелесть эти сказки».
|