МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Урок – путешествие.
Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Тема: Урок – путешествие по книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»
Цель: продолжить работу по овладению различными речевыми навыками; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; развивать фантазию, желание добиваться всего своими силами.
Оборудование: на доске изображение Солнечного города, конверт с рисунками коротышек, волшебная палочка.
Ход урока.
I. Сообщение темы.
Сегодня я предлагаю Вам совершить путешествие в Солнечный город.
Кто придумал этот город? (Слово об авторе произведения.)
Назовите имена собственные в названии темы урока. Как пишутся имена собственные?
Какие еще правила нужно знать отправляясь в путь? (Правила поведения на дороге, в транспорте, в общественных местах, правила поведения с окружающими людьми.)
II. Определение жанра произведения (стихотворение, рассказ, повесть, сказка ...). Дети осуществляют выбор жанра.
III. Ребята, вспомним как происходит развитие сюжетов произведения:
- Завязка (появление волшебной палочки);
- Кульминация (Солнечный город из доброго, радостного превращается в город - кошмар);
- Развязка (Опять все хорошо: коротышки обмениваются рукавичками и становятся солнечными братьями).
IV. В класс приходит Незнайка и предлагает волшебную палочку: «Берите, пользуйтесь». Задача учителя состоит в том, чтобы дети поверили в волшебную силу палочки.
V. Путешествие по Солнечному городу.
Беседа об особенностях города строится на вопросах учеников. В случае необходимости ответы подтверждаются выборочным чтением. Учитель задает ключевые вопросы, концентрирует внимание на жизни коротышек в удивительном городе.
Весточка из Солнечного города. В классе появляется конверт с рисунками коротышек. Обращается внимание на архитектурные решения, транспорт, бытовую технику в жизни Солнечного города.
Чтение ранее написанных сочинений на тему «Кого из героев произведения выбираем себе в друзья». Почему? Выделение положительных и отрицательных черт в характере Незнайки.
Чтение по ролям того отрывка из произведения, где Незнайка разговаривает со своей совестью. Вопрос ученикам: «А с Вами похожее бывало?» Дети обмениваются впечатлениями и делятся своим опытом.
Неожиданно в класс вбегают дикие ветрогоны (ученики другого класса), одетые по последней моде Солнечного города, они создают беспорядок в классе.
Беседа переходит в другое русло, обсуждаются изменения в Солнечном городе (выборочное чтение).
Задача учителя – подвести детей к сознанию того, что нам волшебная палочка не нужна. У умного человека голова, руки как волшебная палочка, а глупому ее доверять нельзя, он с ней такое натворит.
Учащиеся возвращают Незнайке волшебную палочку.
- Ребята, угадайте, что бы я хотела взять из солнечного города в наш? (Дети высказывают предположения.)
- Улыбки! Если люди улыбаются, значит у них все хорошо!
А теперь давайте прочитаем отрывок из книги:
А Пестренький сказал:
- Ты не плачь, Незнайка. Ведь и без волшебной палочки можно прекрасно жить. Что нам палочка, светило бы солнышко!
- Ах, ты мой милый, как же ты хорошо сказал! – засмеялся волшебник и погладил Пестренького по голове. – Ведь и правда оно хорошее наше солнышко, доброе. Оно всем одинаково светит: тому, у кого есть что-нибудь, и тому, у кого совсем ничего; у кого есть волшебная палочка и у кого ее нет.
От солнышка нам и тепло, и светло, и на душе радостно. А без солнышка не было бы ни цветов, ни деревьев, ни голубого неба, ни травки зеленой, да и нас с вами не было бы. Солнышко нас и накормит, и напоит, и обогреет, и высушит. Каждая травинка и та тянется к солнцу. От него вся жизнь на земле. Так зачем печалиться, когда светит солнышко. Разве не так?
- Я тоже хочу, чтобы вам светило солнышко. А на память обменяйтесь такими же рукавичками, как у коротышек из Солнечного города. С этого момента мы стали солнечными братьями.
Учащиеся обмениваются рукавичками. Учитель сообщает название следующего произведения, которое будут читать дети.
|