МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»
Родительское собрание - практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"
Учитель начальных классов Горскина Т.В.
Цели: - познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
- изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
Участники: классный руководитель, родители учащихся 1-го класса.
Подготовка: проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей «Выбор пути»
1.Часто ли Ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных вариантов)?
- Да
- Трудно сказать (и да, и нет)
- Нет.
2. Можно ли назвать Вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?
- Да
- Трудно сказать (и да, и нет)
- Нет.
3. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребенка развивалось внимание? .
Ход проведения: Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание.
Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок – это...» (Время выполнения задания – 3 минуты).
Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу. Классный руководитель обобщает мнения участников собрания., сообщает о результатах анкетирования родителей и предлагает более глубоко и детально разобраться в том, что жен такое внимание и как его развивать.
Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становиться еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания – умение сосредоточится на нужном объекте, его отдельных частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 6-7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки при решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и разговаривать, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. д. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками могут стать его мама и папа.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них классный руководитель предлагает познакомиться на родительском собрании.
Помогите Вашим детям стать внимательнее, играйте вместе с ними в различные игры, развивающие все свойства внимания, учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом...
Приложение.
Игра «Сколько чего?»
Детям предлагается осмотреть комнату ив квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов ,начинающихся на букву «к» или «т», или «с». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить»засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом – металлические, затем – стеклянные. Можно обратиться к цвету, окраске предметов: черные, синие, зеленые и т. п.
Игра «Повтори быстро».
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог – «перестрелка».
-- Ну, начали! Повторите – «окно».
Играющие говорят: «окно».
-- Повторите – «стол».
Играющие говорят: «стол».
-- Скажите – «улица». Быстро – «кошка» и т. д.
Игра «Не собьюсь».
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие число 5 или делящиеся на 5. Вместо них надо говорить слово «гоп» и т.п.
Игра «Построй в темноте».
(можно играть сем членам семьи)
На столе лежат 10 – 12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получится столбик выше, тот и выиграл. На большом столе могут одновременно строить несколько человек.
Игра «Полслова за вами».
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать надо быстро.
|